Методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви.
Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
БЛАНК ТЕСТА
1. |
Думаю, что мой отец редко |
|
2. |
Если все против меня, то |
|
3. |
Я всегда хотел |
|
4. |
Если бы я занимал руководящий пост |
|
5. |
Будущее кажется мне |
|
6. |
Мое начальство |
|
7. |
Знаю, что глупо, но боюсь |
|
8. |
Думаю, что настоящий друг |
|
9. |
Когда я был ребенком |
|
10. |
Идеалом женщины (мужчины) для меня является |
|
11. |
Когда вижу женщину вместе с мужчиной |
|
12. |
По сравнению с большинством других семей моя семья |
|
13. |
Лучше всего мне работается с |
|
14. |
Моя мать и я |
|
15. |
Сделал бы все, чтобы забыть |
|
16. |
Если бы мой отец только захотел |
|
17. |
Думаю, что я достаточно способен, чтобы |
|
18. |
Я мог бы быть очень счастливым, если бы |
|
19. |
Если кто-нибудь работает под моим руководством |
|
20. |
Надеюсь на |
|
21. |
В школе мои учителя |
|
22. |
Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь |
|
23. |
Не люблю людей, которые |
|
24. |
До войны я |
|
25. |
Считаю, что большинство юношей и девушек |
|
26. |
Супружеская жизнь кажется мне |
|
27. |
Моя семья обращается со мной как с |
|
28. |
Люди, с которыми я работаю |
|
29. |
Моя мать |
|
30. |
Моей самой большой ошибкой было |
|
31. |
Я хотел бы, чтобы мой отец |
|
32. |
Моя наибольшая слабость заключается в том |
|
33. |
Моим скрытным желанием в жизни |
|
34. |
Мои подчиненные |
|
35. |
Наступит тот день, когда |
|
36. |
Когда ко мне приближается мой начальник |
|
37. |
Хотелось бы мне перестать бояться |
|
38. |
Больше всего люблю тех людей, которые |
|
39. |
Если бы я снова стал молодым |
|
40. |
Считаю, что большинство женщин (мужчин) |
|
41. |
Если бы у меня была нормальная половая жизнь |
|
42. |
Большинство известных мне семей |
|
43. |
Люблю работать с людьми, которые |
|
44. |
Считаю, что большинство матерей |
|
45. |
Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если |
|
46. |
Думаю, что мой отец |
|
47. |
Когда мне начинает невезти, я |
|
48. |
Больше всего я хотел бы в жизни |
|
49. |
Когда я даю другим поручение |
|
50. |
Когда буду старым |
|
51. |
Люди, превосходство которых над собой я признаю |
|
52. |
Мои опасения не раз заставляли меня |
|
53. |
Когда меня нет, мои друзья |
|
54. |
Моим самым живым воспоминанием детства является |
|
55. |
Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) |
|
56. |
Моя половая жизнь |
|
57. |
Когда я был ребенком, моя семья |
|
58. |
Люди, которые работают со мной |
|
59. |
Я люблю свою мать, но |
|
60. |
Самое худшее, что мне случилось совершить, это |
Для каждой группы предложений выводится характеристика , определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных мне семей |
||
1. |
Несчастливы, недружные, распались |
—2 |
2. |
Нервные, не очень дружные |
—1 |
3. |
Все одинаковы |
0 |
Будущее кажется мне |
||
1. |
Мрачным, плохим, странным |
—2 |
2. |
Туманным, неприглядным |
—1 |
3. |
Неясным, неизвестным |
0 |
КЛЮЧ |
|||||
№ п/п |
Группы предложений |
№№ заданий |
|||
1 |
Отношение к отцу |
1 |
16 |
31 |
46 |
2 |
Отношение к себе |
2 |
17 |
32 |
47 |
3 |
Нереализованные возможности |
3 |
18 |
33 |
48 |
4 |
Отношение к подчиненным |
4 |
19 |
34 |
49 |
5 |
Отношение к будущему |
5 |
20 |
35 |
50 |
6 |
Отношение к вышестоящим лицам |
6 |
21 |
36 |
51 |
7 |
Страхи и опасения |
7 |
22 |
37 |
52 |
8 |
Отношение к друзьям |
8 |
23 |
38 |
53 |
9 |
Отношение к своему прошлому |
9 |
24 |
39 |
54 |
10 |
Отношение к лицам противоположного пола |
10 |
5 |
40 |
55 |
11 |
Сексуальные отношения |
11 |
26 |
41 |
56 |
12 |
Отношение к семье |
12 |
27 |
42 |
57 |
13 |
Отношение к сотрудникам |
13 |
28 |
43 |
58 |
14 |
Отношение к матери |
14 |
29 |
44 |
59 |
15 |
Чувство вины |
15 |
30 |
45 |
60 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.