Попросить о том, что вам нужно.
В каждом пункте определите, какое из утверждений наиболее вам подходит и какое из них наименее вам подходит; далее выберите из оставшихся двух утверждений то, которое ближе к наиболее подходящему, и то, которое ближе к наименее подходящему.
1. |
a. Я стараюсь правильно пользоваться языком тела, когда бы мне ни пришлось просить о чем-либо |
b. Когда я прошу о чем-либо, я должен четко понимать, что именно мне требуется, и стоять на своем до конца |
|
c. Если вы будете ждать подходящего момента, чтобы попросить о чем-либо, то, возможно, вам придется ждать вечно |
|
d. Я думаю, важно подождать удобного случая, прежде чем просить |
|
2. |
a. Всегда, когда мне нужно о чем-то попросить, я заранее четко продумываю свою тактику |
b. Я очень верю в справедливость изречения: «Просящий получает» |
|
c. Мне кажется, я никогда не смогу набраться смелости и попросить то, что я хочу |
|
d. Я считаю, что если нужно о чем-то попросить, гораздо эффективнее использовать юмор, чем хвастовство |
|
3. |
a. Когда я приглашаю кого-нибудь на свидание, то всегда оставляю этому человеку «путь к отступлению», чтобы не поставить его в неловкое положение |
b. Мне, наверное, никогда не хватит смелости пригласить кого-нибудь на свидание |
|
c. Я, наверное, никогда не смогу позвать кого-либо на свидание, потому что очень боюсь отказа |
|
d. Когда приглашаешь кого-либо на свидание, нужно заранее узнать больше о вкусах и пристрастиях этого человека |
|
4. |
a. Обращаясь к кому-либо с просьбой, нужно поддерживать зрительный контакт |
b. Когда я прошу о чем-либо или выражаю недовольство, я всегда стараюсь сохранить улыбку на лице |
|
c. Когда я выражаю недовольство чем-либо, я всегда складываю руки на груди, чтобы показать, что я настроен серьезно |
|
d. Когда я прошу о чем-либо, я стараюсь не демонстрировать эмоций |
|
5. |
a. Если в ресторане вы остались крайне недовольны качеством еды или обслуживания, лучше не обсуждать это с персоналом, а оставить вежливую письменную жалобу администратору ресторана уже после завершения банкета |
b. Если в ресторане вам подали блюдо, не соответствующее стандарту, лучший выход — немедленно вызвать шеф-повара и выразить ему свое недовольство |
|
c. Если в ресторане мне подают блюдо плохого качества, я не буду его есть, но не стану активно выражать свое недовольство, потому что не хочу устраивать сцен из-за пустяков |
|
d. Если я недоволен блюдом в ресторане, я обычно сообщаю об этом официанту и прошу его обратиться к поварам, чтобы решить проблему |
|
6. |
a. Когда я обращаюсь с просьбой к кому-либо, я стараюсь выражаться настолько четко и прямо, насколько это возможно |
b. «Пожалуйста» и «прошу прощения» — очень эффективные слова, если надо попросить о чем-нибудь |
|
c. Обращаясь к кому-либо с просьбой, важно сохранить свой авторитет |
|
d. Понимание и такт очень важны, когда, например, приходится просить друга выплатить просроченный долг |
Анализ
Одна старинная поговорка гласит: «Вы ничего не достигнете в этом мире, если не научитесь просить», а еще одно высказывание предостерегает некоторых людей «не высовываться вперед, чтобы не оказаться позади». При этом важно не только знать лучшие способы попросить, но и уметь выбрать подходящее время. Жизнь гораздо сложнее, чем простая философия «просящий получает».
Обращаясь к кому-либо с просьбой, вы должны в первую очередь определить, когда это будет лучше сделать. Например, очевидно, что не стоит просить шефа об одолжении в понедельник с самого утра или в день, когда он или она вернулись из отпуска и завалены бумажной работой.
Определившись со временем, вы должны задуматься о том, как сформулировать свою просьбу — это тоже очень важно. Веселый комментарий или шутка в начале разговора помогут создать непринужденную атмосферу, когда вы, например, собираетесь попросить о повышении заработной платы, — но после вы должны, конечно же, подкрепить свое требование весомыми аргументами. Так вы начнете переговоры по интересующему вас вопросу — поэтому подготовка перед началом разговора очень важна.
Итак, вы знаете, чего хотите и как это сформулировать, — теперь нужно выбрать правильный подход. Вы должны выглядеть уверенно, но не нагло; быть спокойным и ненапряженным; вести себя доброжелательно и не создавать конфликт; говорить по делу и без лишних эмоций. Нельзя допустить, чтобы собеседник настроился против вас, иначе ваши шансы добиться желаемого резко сократятся. Ведь вы же можете найти способ донести до человека свою просьбу, не «вступая на тропу войны» и не прибегая к фальшивым извинениям. Четко формулируйте свою жалобу или просьбу, при этом ведите себя сдержанно и в конце объясните своему собеседнику, что, по вашему мнению, необходимо предпринять для решения проблемы.
Обращаясь с просьбой к кому-либо, обязательно следите за своими жестами и мимикой. Не нужно скрещивать руки на груди и указывать пальцем — это выглядит враждебно. Также будет плохо, если вы станете все время улыбаться, как будто выражая свое снисходительное отношение. Правильнее будет просто поддерживать зрительный контакт, так вы покажете себя человеком уверенным, но не самонадеянным.
Оценка
Подсчитайте баллы (поставьте галочки в соответствующие поля):
Поставьте 2 балла за каждый ответ «а» в столбце «Наиболее подходящее», 3 балла — за каждый ответ «а» в столбце «Ближе к наиболее подходящему», 1 балл — за каждый ответ «а» в столбце «Ближе к наименее подходящему» и 0 баллов — за каждый ответ «а» в столбце «Наименее подходящее».
Поставьте 0 баллов за каждый ответ «Ь» в столбце «Наиболее подходящее», 1 балл — за каждый ответ «Ь» в столбце «Ближе к наиболее подходящему», 3 балла — за каждый ответ «Ь» в столбце «Ближе к наименее подходящему» и 2 балла — за каждый ответ «Ь» в столбце «Наименее подходящее».
Поставьте 0 баллов за каждый ответ «с» в столбце «Наиболее подходящее», 1 балл — за каждый ответ «с» в столбце «Ближе к наиболее подходящему», 2 балла — за каждый ответ «с» в столбце «Ближе к наименее подходящему» и 3 балла — за каждый ответ «с» в столбце «Наименее подходящее».
Поставьте 3 балла за каждый ответ «d» в столбце «Наиболее подходящее», 2 балла — за каждый ответ «d» в столбце «Ближе к наиболее подходящему», 1 балл — за каждый ответ «d» в столбце «Ближе к наименее подходящему» и 0 баллов — за каждый ответ «d» в столбце «Наименее подходящее».
48-72 балла
Ваш результат свидетельствует о том, что вы на самом деле знаете, как правильно обращаться к людям с той или иной просьбой, и в подавляющем большинстве случаев вы добиваетесь желаемого.
24-47 баллов
Хотя вы и не набрали высшего балла, ваш результат тоже не плох — он говорит о том, что вы все же умеете задавать правильные вопросы в правильное время и во многих случаях получаете то, на что надеялись. Тем не менее вам стоит продолжать работать над собой и совершенствовать свои навыки, и в этом вам могут помочь советы, приведенные выше в разделе «Анализ».
23 балла и меньше
К сожалению, вам предстоит много работать над собой, чтобы научиться обращаться к людям с просьбами. Вероятно, во многих случаях вы не получали желаемого только потому, что даже не отваживались попросить.
Но ведь в жизни очень часто приходится просить, причем возможны самые разные ситуации, когда вам необходимо это умение. Например, когда вы хотите пригласить кого-нибудь на свидание; или обсуждаете с начальником повышение заработной платы; или жалуетесь на плохое обслуживание в ресторане; а иногда нужно попросить вернуться мастера, чтобы исправить то, что он сделал не так, или обратиться к другу с просьбой об одолжении. Причем обычно такие просьбы бывают удовлетворены, если человеку удается их правильно преподнести. В некоторых ситуациях вам может помочь простое упражнение: попытайтесь поставить себя на место человека, к которому собираетесь обратиться с просьбой. Например, будь вы на его месте, какой подход сочли бы самым уместным и как бы вы хотели, чтобы вел себя человек, обращающийся с просьбой?
Ключевые слова — то, о чем надо помнить: планирование, выбор времени, формулировка, правильный подход, язык тела