Впервые звук стал подлинно человеческим. Человек вмешался в мир звуков, как он вмешался в мир природы. Он по-новому организовал этот звуковой макрокосм, создав в нем микрокосм слова и приспособив звучащее слово для своих, человеческих, а это значит — социальных целей.
Но и этим еще не завершается развитие человеческого звука. Мы остановились на том, что звук стал субъективно тождествен деятельности. Но чем дальше, тем все более разнообразной становится деятельность первобытного человека. И если раньше он не мог воспринять свои действия как цепь отдельных последовательных операций, то теперь он уже мог это сделать. Если раньше человек вынужден был обозначать свою деятельность единым, нерасчлененным звучанием, то теперь ничто не мешало ему сочетать разные звуки в одной, последовательно развертывающейся звуковой картине.
Все это повлекло за собой новую революцию в отношении человека к миру, в его осознании мира: звук стал субъективно связан теперь не с деятельностью, а с отдельным предметом, используемым в деятельности. Звук стал знаком.
Слово начинает обозначать в предмете не только то, что важно для его использования. Оно несет с собой представление и о каждом отдельном предмете, и о классе однородных предметов, и о многообразии функций этого предмета в жизни общества, в жизни человека. Обобщенная идея предмета начинает — благодаря звуку в его новом обличье — самостоятельное бытие, отделенное от конкретной ситуации употребления этого предмета. Появляется понятие.
Человек начинает относиться к звуку слова и его близнецу — понятию — как к чему-то существующему вне и помимо человека. Это действительно так: только они не вне Человека, а вне отдельного, индивидуального человека. Без Человека, без общества нет ни понятия, ни слова. Они часть человеческого мира — мира, созданного Человеком.
И самое главное: появляется идея, для которой нельзя подобрать конкретного предмета. «Радость» и «печаль», «время» и «пространство», «жизнь» и «смерть»... Их нет в мире вещей, но они есть в мире слов и в мире понятий. И человек может теперь оперировать понятиями
стр 199
стр 196 |оглавление|стр 197|стр 198|стр 199|стр 200|стр 201|стр 202|стр 203|стр 204|стр 205|стр 206