ние гласных и согласных. Поэтому в тех языках, где слог может кончаться на согласный, выбор таких конечных согласных всегда меньше, чем начальных, и в языках Юго-Восточной Азии: китайском, вьетнамском, бирманском — это почти исключительно так называемые сонанты. Поэтому сочетание согласных в слоге всегда подчиняется определенной артикуляционной последовательности. В русском языке есть односложное слово «вдруг». Но артикуляционно невозможно, скажем, слово (и вообще слог) «дрвуг» или «рдвуг».

Итак, звуковой язык человека возник как средство обобществления и объективизации человеческого знания об окружающем мире — знания, рождающегося в активной трудовой деятельности человеческого коллектива. Теперь слово стало не только абстрактным носителем частицы знания о мире: оно смогло и выражать отношение человека к миру. Это отношение тоже стало достоянием других людей, общим достоянием человечества. Да и само оно, это отношение, это переживание себя в мире, доступно только человеку.

И вот рядом с миром слова возник еще один новый мирмир обобществленного чувства, выраженного в образах, создаваемых человеком специально для этой цели. Рождается первобытная живопись и первобытная скульптура. Рождается музыка.

Ученые расходятся во мнении о том, как она родилась. Чаще всего думают, что музыка явилась результатом звукоподражания. Но в природе нет чисто звуковысотных различий, то есть эталонов, на которые мог ориентироваться создатель первой гаммы. Да и для чего ему было «останавливать», закреплять в памяти звук определенной высоты, чтобы сопоставить его с другими? 

Вероятнее всего, первые фиксированные звуки определенной высоты были речевыми звуками, уже имевшими для человека значение. Недаром музыковеды, исследовавшие музыку архаичных по культуре современных народов (аборигены Огненной Земли или ведцы Шри Ланка), отмечают, во-первых, полное отсутствие у них музыки вне пения, во-вторых, поразительное сходство в музыкальной структуре напевов: подавляющая часть их состоит из последовательности двух-трех тонов, не превышающей диапазона малой терции. Таковы же речитативные напевы народов более высокой культуры, например, африканских

стр 202

стр 196 |оглавление|стр 197|стр 198|стр 199|стр 200|стр 201|стр 202|стр 203|стр 204|стр 205|стр 206