Самка соловья наслаждается пением самца потому, что оно — сигнал удовлетворения половой потребности. Но для домашней кошки та же песня — совсем другой сигнал, соловей для нее — средство удовлетворения потребность в пище. Рык тигра — сигнал опасности для жизни. Истошный крик сороки — тоже сигнал опасности, только косвенный.
Звук становится сигналом, выделяется из «звукового фона» тогда, когда у животного срабатывает механизм условного рефлекса. И сигнал этот неотделим от самого животного, от его жизненных потребностей. Рокот тракторного мотора для грача — это не трактор, а вкусный червяк на свежей пашне.
Другая часть звуков с самого начала «встроена» в психику животного, они автоматически вызывают у него так называемый безусловный рефлекс, врожденную реакцию (собаки на лай в соседнем дворе, например).
И человеческая речь для животного еще один, только более сложный сигнал, еще одно звено в цепи рефлекторного поведения. Даже такое «очеловеченное» животное, как собака, понимающая, как нам порой кажется, все, что ей говорят, способна лишь образовать условный рефлекс на звучание слов (но ни в коем случае не на их значение!) — такой же, как на звонок или на звук выстрела.
При этом как раз то, что важно для человека, — тонкие звуковые различия, позволяющие разграничить близкие по значению слова, — собаке недоступно, она реагирует, как показано работами знаменитого голландского зоопсихолога Ф. Бойтендайка и советского физиолога Л. Г. Воронина, лишь на общее звуковое впечатление.
Человек, даже первобытный, тем прежде всего и отличается от животного, что он не следует пассивно за природой, а противостоит ей. Он связан с другими людьми, помогает им, и они помогают ему. Он пользуется тем, что создают другие, и сам вместе с ними преобразует окружающую среду. Возникает новый мир — мир человека и того, что им создано, будь то материальные или духовные ценности. Возникает человеческая культура.
Звук — тоже часть этой формирующейся культуры. Он нужен первобытному человеку, чтобы успешно организовать совместный труд. Он олицетворяет коллективную деятельность, как и каменный топор, например. Только то-
стр 197
стр 196 |оглавление|стр 197|стр 198|стр 199|стр 200|стр 201|стр 202|стр 203|стр 204|стр 205|стр 206