Выготского» он подчеркивал, что «...субъект, вне его деятельности по отношению к действительности, к его «среде», есть такая же абстракция, как и среда вне отношения ее к субъекту» (интересно, как он надеялся провести эту мысль в печать в условиях господства вульгарного марксизма?). Позже — в рукописи «Материалы о сознании» — говорится, что «действительная противоположность есть противоположность образа и процесса, а вовсе не противоположность сознания как внутреннего предметному миру как внешнему».

И, тоже уже в конце жизни, Леонтьев предвидел «возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть, в котором мы живем, в котором мы действуем, но в котором наши абстракции сами по себе не «обитают»...». Сравните: у М. М. Бахтина противоположение «конкретной архитектоники переживаемого мира» в реальном пространстве-времени и «не-временного, и не-пространственного, и не-ценностного систематического единства абстрактно-общих моментов». 

Подводя итог описанным выше концепциям, можно прийти к выводу, что в них представлено оригинальное (и в своих важнейших чертах общее) методологическое понимание, крайне существенное для реинтерпретации предмета психологии и содержания психологического знания на нынешнем этапе развития психологии.

стр 138

стр 133|оглавление|стр 134|стр 135|стр 136|стр 137|стр 138|стр 139