«Образование в бытии субъектов — центров перестройки бытия...Активность субъектов и их бытие. Бытие —это не в их независимости друг от друга, а в их соучастии... Преодоление концепции бытия как комплекса друг другу внешних изолированных данностей...».
«Подлинность бытия объекта — не в его внешней данности и независимости в этом смысле от познания, а в закономерности, «обоснованности» субъектом его содержания. Поэтому, когда познание взрывает независимость от субъекта, внешнюю данность объекта, он (объект) в этом процессе познания, проникающего в свой предмет, не теряет, а обретает свое бытие. Таким образом, теория познания и теория действия исходят из одного и того же принципа».
И, наконец, наиболее важная мысль: «Вместо дуалистической схемы: мир или среда, с одной стороны, субъект, личность — с другой (как бы вне среды и мира), поставить вопрос о структуре мира или среды, включающей, внутри себя имеющей субъекта, личность как активного деятеля. Предметом фундаментального изучения должна быть структура мира с находящимся внутри него субъектом и изменения этой объективной структуры в различных установках субъекта».
После долгого перерыва С. Л. Рубинштейн вновь возвращается к этой мысли в незаконченной книге «Человек и мир»: «Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия... Человек выступает при этом как сознательное существо и субъект действия, прежде всего как реальное, материальное, практическое существо... Стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении с человеком...». Сравните у Бахтина: «Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире...».
И далее: «Человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию». Мир, по Рубинштейну, — «это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей». «Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни... Бытие как объект — это бытие, включающее и субъекта».
А. Н. Леонтьев. Речь идет здесь также о его ранних работах 30-х годов. Уже в 1936—37 гг., в недавно опубликованной рукописи «Учение о среде в педологических работах Л. С.
стр 137
стр 133|оглавление|стр 134|стр 135|стр 136|стр 137|стр 138|стр 139