строение, мысль — в активно-ответственный поступок мой.
...В соотнесении с моим единственным местом активного исхождения в мире все мыслимые пространственные и временные отношения приобретают ценностный центр, слагаются вокруг него в некоторое устойчивое конкретное архитектоническое целое — возможное единство становится действительной единственностью...». Но суть такого подхода непонятна, если вслед за Бахтиным не допустить, что смысловое единство мира определяется диалектикой взаимодействия различных ценностных центров. «...Быть —значит общаться диалогически».
М. М. Бахтин, следовательно, развивает позиции, ранее высказанные П. А. Флоренским, согласно которым мы имеем дело с единым субъектно-объектным пространством, цементируемым взаимодействием деятельностей и представляющим собой ценностное, развертывающееся во времени единство. Сравните: у Ю. М. Лотмана («Культура и взрыв»): «...понятие цели неизбежно включает в себя представление о некотором конце события. Человеческое стремление приписывать действиям и событиям смысл и цель подразумевает расчлененность реальности на некоторые условные сегменты...То, что не имеет конца, — не имеет и смысла. Осмысление связано с сегментацией недискретного пространства».
Г. Г. Шпет. Из его огромного философского наследия нас в данном случае интересует противоположение вещи как внечеловеческой данности и предмета как образующего элемента ноосферы (семиосферы). «Вещь есть предмет реальный и предмет есть вещь идеальная... Всякая действительно, эмпирически, реально существующая вещь, реальное лицо, свойство, действие и т. п. суть вещи. Предметы —возможности, их бытие идеальное... Реализация идеального... сложный процесс развития смысла, содержания — перевод в эмпирическое, единственно действительное бытие... Предмет есть подразумеваемая форма называемых вещей...».
С. Л. Рубинштейн. У него нас интересуют прежде всего философские рукописи 20-х — начала 30-х гг. Процитируем наиболее характерные их фрагменты, перекликающиеся со взглядами Бахтина, изложенными выше.
стр 136
стр 133|оглавление|стр 134|стр 135|стр 136|стр 137|стр 138|стр 139