тивных концепций, принадлежащих выдающимся российским ученым XX века.

М. М. Бахтин. Ему принадлежит важнейшая идея «моего не-алиби в бытии». «В данной единственной точке, где я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился... То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может». Именно совершено! Ведь «можно осознать жизнь только как событие, а не как бытие-данность». Бытие человека в мире деятельностно по определению. При этом вещь и личность, по Бахтину, — взаимосвязанные пределы познания. «Вещь, оставаясь вещью, может воздействовать только на вещи же, чтобы воздействовать на личности, она должна раскрыть свой смысловой потенциал»... И далее: «Смысл не может (и не хочет) менять физические, материальные и другие явления, он не может действовать как материальная сила. Да он и не нуждается в этом: он сам сильнее всякой силы, он меняет тотальный смысл события и действительности, не меняя ни йоты в их действительном (бытийном) составе, все остается как было, но приобретает совершенно иной смысл (смысловое преображение бытия)».

Появление человека и человеческого общества, таким образом, радикально меняет саму сущность бытия, сущность вещи, обретающей свой смысловой потенциал. При этом мир приобретает новое измерение — время. Действие, деятельность «принципиально отрицает ценностную самостоятельность всего данного, уже наличного, имеющегося, завершенного, разрушает настоящее предмета ради его будущего, предвосхищенного изнутри. Предстоящая цель действия разрушает данную наличность внешнего предметного мира, план будущего осуществления разлагает тело настоящего состояния предмета...».

Как выглядит мир по Бахтину? «Мир, где действительно протекает, совершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый, весь проникнутый эмоционально-волевыми тонами утвержденной ценностной значимости... Эта утвержденная причастность моя... превращает каждое проявление мое: чувство, желание, на-

стр 135

стр 133|оглавление|стр 134|стр 135|стр 136|стр 137|стр 138|стр 139