всего в том, что, говоря о мире (и имея в виду мир человека, общества), он трактует его не как совокупное и постоянно продолжающееся творение людей, а как нечто абсолютно отчужденное от человека, вневременное и внечело-веческое. Самоактуализация, вообще саморазвитие личности — это прорыв отдельного человека в будущее совокупного человечества, а совсем не попытка «запереться в себе самом». (Кстати, в статье Толстого «О жизни» ясно проглядывает будущая экзистенциалистская концепция борьбы за себя против всех и невозможности из-за этого достичь своих целей и удовлетворить свои потребности. Близок в чем-то к этой позиции и сам Б. С. Братусь.)
Думаю, что и то, что, как сказано выше, отсутствует в статье, отсутствует в ней совсем не случайно. Я имею в виду педагогические взгляды Толстого, для психолога весьма интересные. Ведь главные его педагогические идеи сводятся к тому, что школа, образование способствуют саморазвитию ребенка, подчинены задаче формирования самосознания и самоопределения его личности, развития его творческого мышления.
А вот что, несмотря на несогласия, мне очень хотелось бы поддержать — это гуманистический пафос статьи Бориса Сергеевича. И в заключение приведу его фразу, под которой полностью подписываюсь: «...Никакая армия психологов и психотерапевтов не спасет, пока они будут служить перевернутому в нравственном отношении миру». Невольно вспоминается бессмертная формулировка Выготского — «жизнь станет творчеством только тогда, когда она окончательно освободится от искажающих и уродующих ее общественных форм».
1.14. Идея субъект-объектного пространства в работах отечественных ученых
Декартово противопоставление внутреннего мира субъекта и внешнего мира или «объективной действительности», отразившееся в марксистской гносеологии (или, точнее, в том варианте этой гносеологии, который имел хождение в советской философии 30—50-х гг. под названием «марксистско-ленинской теории отражения»), не является единственным способом структурации мира.
В настоящей работе, не затрагивая теоретических аспектов альтернативной модели отношений мира и человека, мы остановимся только на изложении таких альтерна-
стр 134
стр 133|оглавление|стр 134|стр 135|стр 136|стр 137|стр 138|стр 139