хождение познающего из себя или — что то же — реальное вхождение познаваемого в познающего, — реальное единение познающего и познаваемого... Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом. В собственном смысле познаваема только личность и только личностью... Другими словами, существенное познание, разумеемое как акт познающего субъекта, и существенная истина, разумеемая как познаваемый реальный объект, — обе они — одно и то же реально, хотя и различаются в отвлеченном рассудке» (Столп, и утверждение личности. Т. 1.-М., 1990. С. 73-74).
Интересно: мир как личность у Флоренского — и «я объектен в субъектном мире» у Бахтина!
В сущности, концепция А. Г. Асмолова есть концепция психологии развития ноосферы в его взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием биосферы. И личность в его понимании есть тот «узел», в котором сходятся и переплетаются закономерности биогенеза, социогенеза и пер-соногенеза, своего рода единица единого, хотя и многообразного процесса развития ноосферы. Историко-эволюционный подход в психологии личности преобразует ее в психологию ноосферы. Это реализация того «торжества системного подхода», той «новой системы психологического знания», того историко-генетического подхода в психофизиологии и той проблемы, «чтб в обществе строит человека», о которых говорил студентам в 1972 году Алексей Николаевич Леонтьев как об основных чертах «психологии 2000 года». <...>
1.13.Лев Толстой на фоне научной психологии
(по поводу статьи Б. С. Братуся)
Статья Бориса Сергеевича Братуся «Научная психология на фоне Льва Толстого» (ПЖ, 1999, том 20, №3) в определенном отношении — пионерская. Гигантская роль Льва Толстого в истории русской культуры и шире — в истории русского общества, казалось бы, очевидна. Но масштаб его личности, энциклопедичность познаний, наконец, редкая целостность мировоззрения и способность к интенсивному саморазвитию, к отказу от того, что не впи-
стр 131
стр 130|оглавление|стр 131|стр 132|стр 133|стр 134