Нас, однако, интересует прежде всего принципиальная сторона проблемы. Представляется возможным выдвинуть гипотезу о том, что в качестве ориентиров в признаковом поле (или, если угодно, в качестве исходных признаков для выбора слова) могут служить не только фонетические (акустико-артикуляционные), но и семантические признаки. То есть мы «движемся» не только в поле звуковых, но и в поле семантических признаков; если слово характеризуется определенным признаком, то его поиск происходит внутри определенного подмножества слов, обладающих этим признаком. Только такое допущение разумно объясняет механизм выбора слов в высказывании на основе их семантических или семантико-ассоциативных характеристик. С другой стороны, очевидно, что такого рода путь допустим лишь для порождения речи; восприятие же речи требует каких-то иных способов. Впрочем, современная психология и физиология речи, исходя из принципиального единства звена порождения и звена восприятия («анализ через синтез»), вполне допускает различие в их конкретной организации.

 Если эта гипотеза верна, в нормальном случае поиск происходит, по-видимому, по крайней мере двумя1 независимыми, но согласованными путями — на основе иерархии акустико-артикуляционных признаков и на основе иерархии семантических признаков, причем первенство принадлежит — в общем случае — семантическим. Однако в некоторых случаях, а именно у детей, у взрослых при действии разного рода возбуждающих средств, у шизофреников и т. д., согласование нарушается; возникает резкое преобладание звукового поиска и в конечном счете случайный выбор слова внутри конечного подмножества. Обратное явление (преобладание семантического поиска) дает широко известный феномен «потери слова» («знаю, какое слово, а вспомнить не могу»). Наконец, текущий учет промежуточных результатов поиска по данному принципу при поиске по другому принципу (мотивированный поиск) дает не менее известное явление «звукового символизма».

----------------------------------------------------------------

 1А может быть, таких путей и больше. Так, по М. Анисфельду и М. Кнаппу, «каждое слово состоит из ряда признаков или атрибутов, которые единственным образом характеризуют его и отличают от всех других слов в словарной системе. Эти признаки... включают семантические, синтаксические, фонологические и — для грамотных — орфографические моменты» (Anisfeld М. and Knapp М. Association synonymity and directionality in false recognition// Journal of Experimental Psychology. — V. 77. — 1968. — №2. — C. 178).

 стр 161 

стр 152|оглавление|стр 153|стр 154|стр 155|стр 156|стр 157|стр 158|стр 159|стр 160|стр 161|стр 162|стр 163|стр 164