7.Леонтьев А. А. Язык как социальное явление// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — 1976. — №4. 

8.Леонтьев А. Н. Из дневниковых записей// Избр. психол. произв. в 2 т. — М., 1983. — Т. 2. 

9.Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах К. Маркса// Вопросы философии. — 1968. — №6. 

10.Мамардашвили М. К. Форма превращенная// Филос. эн-цикл. — М., 1970. — Т. 5. 

11.Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван, 1973. 

12.МаркарянЭ. С. Очерки теории культуры. — Ереван, 1969. 

13.Маркарян Э. С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос. —Ереван, 1983. 

14.Маркс К. Капитал: Т. 1. — М., 1960. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.; Т. 23). 

15.Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. — Тарту, 1987. 

16.BrislinR. W. Gross-cultural encounters. — N.Y., 1981. 

17.Bruner J. Vygotsky: A historical and conceptual perspective// Culture, communication, and cognition: Vygotskian perspectives/ Ed. by J.V. Wertsch. — Cambridge, 1985.

 

1.12.О диссертации А. Г. Асмолова «Историко-эволюционный подход в психологии личности» 

В докладе А. Г. Асмолова приводятся имена множества ученых. Но когда читаешь этот доклад, его содержание четко ассоциируется в первую очередь с двумя именами. Одно из них — Лев Семенович Выготский, другое — Алексей Николаевич Леонтьев. От этих психологов к А. Г. Асмолову ведет множество линий, но я имею в виду не конкретно-психологические их построения, а ту философию психологии, которую они развивали. 

Вот парадокс. Выготский был одним из немногих психологов, профессионально владевших марксистской философией и опиравшихся на нее, во всяком случае в теории познания. Алексей Николаевич Леонтьев, как известно, тоже был философски компетентным и в то же время убежденным марксистом в психологии. Но именно эти два мыслителя заложили основы новой, антикартезианской психологии, бесконечно далекой как от марксизма, так и от любой другой односторонне материалистической философской концепции. Как, впрочем, и любой односторонне идеалистической.

стр 128

стр 127|оглавление|стр 128|стр 129|стр 130|стр 131