21.Schmidt S. J. Texttheorie. — Munchen, 1973.
22.Spoerri Th. Sprachphanomene und Psychose. — Basel — New York, 1964.
3.5. Восприятие текста как психологический процесс
Современная психолингвистика, сложившаяся на базе лингвистики и широко использующая ее систему основных понятий и подход к трактовке речевых явлений, во многом воспроизводит ограниченность ее теоретических концепций.
Во-первых, она, как правило, ограничивается проблемами восприятия и порождения предложения — лингвистической единицы, определяемой через ее грамматические, семантические и фонетические признаки и принципиально изолируемой от целостного осмысленного текста. При этом рассматривается именно предложение, а не высказывание, то есть игнорируется реальное соотношение различных вербальных и невербальных средств в порождении или восприятии той или иной коммуникативной единицы. Чаще всего за основу оперирования с высказыванием априорно принимается его морфосинтаксическая схема (ср. работы, восходящие к концепции Н.Хомского).
Во-вторых, предложение рассматривается вне реальной ситуации общения. Оно берется, как удачно выразился Р. Ромметвейт, in vacuo: психолингвист «выясняет, чем язык является, до того как ставит вопросы о цели и использовании» [16. С. 5].
В-третьих, в психолингвистике, как правило, игнорируется место восприятия высказывания, не говоря уже о тексте, в системе психической деятельности человека. Восприятие рассматривается как автономный, самоценный процесс, а текст — как единственный и непосредственный объект восприятия.
В психолингвистике практически игнорируются индивидуальные, в частности, личностные особенности восприятия. Идея о возможности индивидуальных стратегий оперирования с языком или текстом с самого начала отвергается: установленные в том или ином конкретном эксперименте закономерности такого оперирования молчаливо экстраполируются на все прочие мыслимые случаи. Так, известная работа Дж. Миллера и
стр 234
стр 223 |оглавление|стр 224|стр 225|стр 226|стр 227|стр 228|стр 229|стр 230|стр 231|стр 232|стр 233|стр 234|стр 235