в том, что признаки цельности и связности заданы в них одной и той же схемой.
Из сказанного очевидно, что цельность текста как таковая и в ее соотнесенности со связностью текста не может исследоваться чисто лингвистическими методами, и нельзя не согласиться с теми авторами, которые выносят эту категорию за границы собственно лингвистики. Другой вопрос, что едва ли правомерно говорить здесь о «прагматических» аспектах текста, поскольку цельность текста прямо соотнесена с понятиями и категориями современной психолингвистики и успешно исследуется психолингвистическими методами. Можно указать хотя бы на нейропсихологические исследования JI. С. Цветковой по нарушениям цельности текста у лобных афатиков [19] и на эксперименты А. А. Брудного по воссозданию цельного текста из отдельных смысловых фрагментов [2]. В этих экспериментах было убедительно показано, что цельный текст имеет очень большое число «степеней свободы» и восстанавливается очень различно в зависимости от возраста, уровня образования, типа нервной системы, не говоря уже о патологии. В последнее время выполнена целая серия экспериментальных исследований по смысловым предикатам. В коллективной монографии «Смысловое восприятие речевого сообщения», опубликованной Институтом языкознания АН СССР в 1976 г., также напечатан ряд работ по проблеме цельности и связности текстов.
Рост числа исследований этого типа объясняется, в частности, тем, что цельный, «хороший» текст, как правило, оказывается оптимальным с точки зрения его восприятия, понимания и воспроизведения. Таким образом, проблема цельности текста из теоретической становится важной практической социальной задачей, одной из важнейших проблем, связанных с эффективностью идеологической работы.
И в заключение еще одно замечание о практической значимости проблемы цельности текста. Достаточно взять в руки любой школьный учебник, чтобы увидеть, что любой его параграф является «плохим» в смысле цельности, что тексты учебника, для того чтобы оптимально усваиваться, должны удовлетворять определенным требованиям. Чем более младший класс мы берем, тем более острой является эта проблема. Не случайно одна
стр 231
стр 223 |оглавление|стр 224|стр 225|стр 226|стр 227|стр 228|стр 229|стр 230|стр 231|стр 232|стр 233|стр 234