Итак, проблема разных функций предметного значения в деятельности в конечном счете сводится к уже бегло очерченной выше противоположности значения как социального феномена (как части социального опыта, как феномена общественного сознания) и значения как феномена психологического. С другой стороны, следует дифференцировать предметное значение как то, что осознается субъектом и входит в индивидуальное сознание, и те содержательные характеристики предметного образа, которые хотя и оперативны в деятельности, но могут непосредственно не осознаваться. Иначе говоря, психологический эквивалент «социального» предметного значения включает как осознаваемые (собственно «значенческие»), так и неосознаваемые компоненты и в этом отношении подобен психологическому эквиваленту вербального значения [А. А. Леонтьев, 1976,].
Однако, говоря о таком психологическом эквиваленте, о «психологическом предметном значении» или «психологическом вербальном значении», следует в свою очередь дифференцировать значение как компонент индивидуального сознания, как более или менее константное психологическое образование, непосредственно выступающее в ситуации, когда оно вынесено из конкретной перцептивной (или соответственно — коммуникативной) деятельности, и значение, непосредственно включенное в такую деятельность. Применительно к предметному значению — это ситуация, когда мы имеем дело с памятью или представлением, и ситуация восприятия реального предмета. В первом случае мы как раз и сталкиваемся с осознаваемым предметным значением; во втором случае оно включает в себя и неосознаваемые компоненты.
Топология и метрика значений
Что касается вербального значения, то эта форма существования значения предполагает, как уже было сказано, перенесение его на другую, специфическую (языковую) субстанцию, выключение идеального образа из непосредственной практической или перцептивной деятельности с реальными предметами и функционирование его в мыслительной или коммуникативной деятельности. Это—обобщенное отражение действительности, спроецированное в теоретическую деятельность; предметное же зна-
стр 177
стр 162|оглавление|стр 163|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184|стр 185