деятельности с предметом не являются оперативными все те его признаки, которые содержатся в общественно-историческом опыте человечества, в его «социальной памяти», в общественном сознании. Это касается и тех случаев, когда мы имеем дело с идеальным образом предмета как цели; проблема не в полноте этих характеристик, а в том, насколько адекватно, насколько верно эти характеристики отражены в идеальном образе данного предмета. Совершенно ясно, что такая адекватность имеет место далеко не всегда. Во-первых, потому, что, будучи относительно полным и истинным в целом, человеческое познание может быть ложным в отдельных случаях. Очевидно, например, что ложны астрологические представления о непосредственном влиянии взаимного положения планет и Солнца на судьбы человека, родившегося при данном их положении, — а ведь эти представления тоже входят в социальный опыт, тоже являются частью общественного сознания! Во-вторых, потому, что в идеальном образе-мотиве, да и в образе-цели могут не быть отражены те его объективные свойства, которые действительно важны для него, которые в совокупности образуют его сущность, его качественную специфику, что деформирует действительную картину, превращает идеальный образ в ложное отражение реальности. Такой прием деформаци и образа путем произвольного «выдергивания» и соединения несущественных, хотя и существующих объективно свойств данного предмета характерен для буржуазной пропаганды и идеологии.
Таким образом, если исходить из презумпции адекватности идеального образа объективным свойствам предмета, разница между различными идеальными образами, выступающими в деятельности в тех или иных функциях, и заключается прежде всего в том, какая часть объективных свойств предмета оказывается оперативной в том или ином случае, при использовании образа в той или иной функции. Так, очевидно, что при использовании образа в операциональной функции многие свойства предмета остаются как бы в подводной части айсберга, хотя именно они в конечном счете обеспечивают оперирование с данным предметом, направляемое соответствующим идеальным образом.
стр 176
стр 162|оглавление|стр 163|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184|стр 185