Не стремясь здесь дать такой окончательный ответ, мы, однако, уже сейчас можем выделить по крайней мере три формы существования значения.
Первая из них — это языковое значение (или вербальное, знаковое, символическое — все эти термины употребляются синонимично). Оно существует на чувственной базе языка как системы специфических квазиобъектов (знаков). Здесь значение спроецировано на слово или другой знак, «приписано» ему. Это позволяет не только «законсервировать» значение, отделив его от ситуации конкретной деятельности, но и совершать с ним операции как с некоторой «внешней» данностью.
Вторая форма — предметное значение. Оно существует на чувственной базе перцептивного образа, то есть образа восприятия, памяти, воображения. Легко видеть, что в принципе предметное значение может быть отделено от ситуации непосредственного восприятия, но оно, в отличие от языкового, предполагает обязательное «присутствие» реального предмета — в действительной или воображаемой форме. В последнее время идею предметного значения отстаивает психолог-марксист из ФРГ К. Хольцкамп [Holzkamp, 1973]; подробнее о его взглядах см. [А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, 1974].
Третью форму можно условно назвать ролевым значением. Оно существует на чувственной базе компонентов самой деятельности. Примером подобного рода значений являются, например, социальные нормы и социальные роли.
Все эти формы существования значений (возможно, что их список следует продолжить) в свою очередь выступают либо во «внешней», социализованной, материально-идеальной форме (слова языка, предметы реальной действительности, объективная ролевая система), либо во «внутренней», психологической, идеальной, то есть в сознании человека. Так, социальная роль есть, с одной стороны, система ролевых предписаний, презентируемых индивиду обществом и сознательно им усваиваемых, с другой же стороны, это то, что в социальной психологии называют «интернализованной ролью», то есть представление о роли, ролевые ожидания. Языковое значение есть нечто существующее «в словаре» — но оно же может быть «в голове». Предметное значение существует как некоторая характеристика образа реально-
стр 171
стр 163|оглавление|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184