Методика диагностики «рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала»

Укажите, пожалуйста, Вашу должность_________________________________________

Каков Ваш трудовой стаж_____________________________________________________

Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два зада­ния.

Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом — 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.

Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с ле­вой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетво­ряется в настоящее время лучше и больше чем все осталь­ные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу Н1. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим бал­лом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в боль­шей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Таблица 1

 

Н

ВОПРОС

Н1

Д

Д

Благополучие в семейных отношениях

Удовлетворенность во взаимоотношени­ях с сотрудниками

Личная комфортность и удовлетворен­ность в жизни

Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности ра­ботой

Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее

Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе

Свобода выбора и смены вида профес­сиональной деятельности

Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководите­лями

Возможность для самосовершенствова­ния и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий

Комфортность условий труда

Наличие авторитета среди сотрудников

Спокойствие и уверенность в благопо­лучии и обеспеченности семьи в на­стоящем и будущем.

Материальная достаточность и удовлет­воренность денежным содержанием

Высокие результаты труда и их признание

Соответствие позиции лидера реально­му статусу

Степень совпадения личных и служеб­ных интересов

Наличие авторитета среди вышестояще­го начальства

Удовлетворенность взаимоотношениями на работе

Признание руководством личных уси­лий и их оптимальности в достиже­нии результатов труда

Более престижная и оплачиваемая про­фессиональная деятельность

Удовлетворенность результатами само­совершенствования и самореализации в избранном виде деятельности

Удовлетворенность престижностью

Вашей профессией, статусом и реальным положением в обществе

Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником

Преобладание хорошего, приподнятого настроения

Мотивация профессиональной деятель­ности и удовлетворенность личным участием в ней

Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи

 

Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них

Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете слу­жебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).

Таблица 2

 

Вопросы

День

Нед

Мес

Ср. з.

1. Служебное время

а. Характер функциональных действий:

1

выдача распоряжений, совещания

2

организация исполнения и контроль

3

аналитическая работа

4

другие функции, укажите какие

б. Содержание деятельности:

1

личное участие в обучении персонала

2

личное участие в воспитательной работе

3

выполнение сугубо должностных обязанно­стей

4

коммуникации и общение

5

самосовершенствование как профессионала

6

решение личных вопросов

7

другие обязанности и занятия

2. Внеслужебное время

а. Виды и направления занятий:

1

личные увлечения

2

занятия в кругу семьи

3

занятия в кругу друзей

4

другие хобби и занятия

б. Содержание занятий и увлечений:

1

отдых, увлечения

2

вопросы быта и обустройства

3

профессиональное самосовершенствование

4

культурное развитие и художественное творчество

5

занятия физкультурой и спортом

6

другие виды занятий и увлечений

 

 

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы третьей группы. Укажите, пожалуйста, ориентировочные расходы Ва­шего денежного бюджета (в процентах):

питание и одежда______________________________ _____________________________

приобретение предметов быта и материальных ценнос­тей_________________________

удовлетворение желаний в развитии и совершенствова­нии ____________ _________________________________________________________________

удовлетворение культурных потребностей_________ _____________________________

сбережения, вклады в бизнес, предпринимательство

и т. п.___________________________________________ _____________________________

коммунально-бытовые и иные услуги_____________ _____________________________

другие виды затрат, укажите какие_______ ______________________________________

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Обработка результатов

1. Определение рейтинга ценностей и потребностей: Рей­тинг ценностей оценивается по результатам, занесенным в графу Н; рейтинг степени удовлетворения потребностей — по результатам, занесенным в графу Н1.

2. Определение уровня соответствия ценностей и степе­ни удовлетворения потребностей Д = Н—Н1.

3. Измерение уровня психической напряженности, обусловленного несоответствием личностных притяза­ний реальному их удовлетворению: Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп. Суммируются все положительные (+) значения Д (Н-Н1 > 0).

Интерпретация результатов

1. Рейтинг ценностей и потребностей:

а)  21 < Н или Н1 < 25 - приоритетные ценности (по­требности);

б) 16 < Н или Н1 < 20 — актуальные ценности (потреб­ности);

в)  1 < Н или Н1 < 10 — ценности, не имеющие явно выраженного личностного значения.

2. Уровень соответствия ценностей и степени удовле­творенности потребностей (Д=Н—Н1):

0<Д<5 — высокий уровень соответствия; 6<Д<10 — уро­вень удовлетворительного соответствия; 11<Д<15 — нали­чие проблем из-за несоответствия; 16<Д<24 — острая неудовлетворенность.

3. Уровень психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению (Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп); 0<Дп<30 - ком­фортное психическое состояние; 31<Дп<100 - удовлетво­рительное психическое состояние; 101<Дп<150 — повы­шенная дискомфортность; 151<Дп — высокий уровень дискомфортности и психической напряженности.

Использование результатов опроса по второй и третьей группам вопросов позволят психологу проникнуть в те сто­роны жизни и деятельности человека, которые он должен знать при работе с клиентом. Анализ данных вопросов по­может ему разобраться в мотивах, связях, других вопро­сах, касающихся клиента. Они также полезны при состав­лении психологического портрета человека, коллектива, семьи.