Методика диагностики «рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала»
Укажите, пожалуйста, Вашу должность_________________________________________
Каков Ваш трудовой стаж_____________________________________________________
Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два задания.
Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом — 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.
Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с левой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу Н1. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя - 1 балл.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Таблица 1
Н |
ВОПРОС |
Н1 |
Д |
Д |
Благополучие в семейных отношениях |
|
|
|
|
|
Удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками |
|
|
|
|
Личная комфортность и удовлетворенность в жизни |
|
|
|
|
Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой |
|
|
|
|
Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее |
|
|
|
|
Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе |
|
|
|
|
Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности |
|
|
|
|
Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями |
|
|
|
|
Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий |
|
|
|
|
Комфортность условий труда |
|
|
|
|
Наличие авторитета среди сотрудников |
|
|
|
|
Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем. |
|
|
|
|
Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием |
|
|
|
|
Высокие результаты труда и их признание |
|
|
|
|
Соответствие позиции лидера реальному статусу |
|
|
|
|
Степень совпадения личных и служебных интересов |
|
|
|
|
Наличие авторитета среди вышестоящего начальства |
|
|
|
|
Удовлетворенность взаимоотношениями на работе |
|
|
|
|
Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда |
|
|
|
|
Более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность |
|
|
|
|
Удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности |
|
|
|
|
Удовлетворенность престижностью |
|
|
|
|
Вашей профессией, статусом и реальным положением в обществе |
|
|
|
|
Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником |
|
|
|
|
Преобладание хорошего, приподнятого настроения |
|
|
|
|
Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность личным участием в ней |
|
|
|
|
Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи |
|
|
|
Вопросы второй группы Ответьте, пожалуйста, на них
Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете служебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).
Таблица 2
№ |
Вопросы |
День |
Нед |
Мес |
Ср. з. |
|
1. Служебное время |
|
|
|
|
|
а. Характер функциональных действий: |
|
|
|
|
1 |
выдача распоряжений, совещания |
|
|
|
|
2 |
организация исполнения и контроль |
|
|
|
|
3 |
аналитическая работа |
|
|
|
|
4 |
другие функции, укажите какие |
|
|
|
|
|
б. Содержание деятельности: |
|
|
|
|
1 |
личное участие в обучении персонала |
|
|
|
|
2 |
личное участие в воспитательной работе |
|
|
|
|
3 |
выполнение сугубо должностных обязанностей |
|
|
|
|
4 |
коммуникации и общение |
|
|
|
|
5 |
самосовершенствование как профессионала |
|
|
|
|
6 |
решение личных вопросов |
|
|
|
|
7 |
другие обязанности и занятия
|
|
|
|
|
|
2. Внеслужебное время |
|
|
|
|
|
а. Виды и направления занятий: |
|
|
|
|
1 |
личные увлечения |
|
|
|
|
2 |
занятия в кругу семьи |
|
|
|
|
3 |
занятия в кругу друзей |
|
|
|
|
4 |
другие хобби и занятия |
|
|
|
|
|
б. Содержание занятий и увлечений: |
|
|
|
|
1 |
отдых, увлечения |
|
|
|
|
2 |
вопросы быта и обустройства |
|
|
|
|
3 |
профессиональное самосовершенствование |
|
|
|
|
4 |
культурное развитие и художественное творчество |
|
|
|
|
5 |
занятия физкультурой и спортом |
|
|
|
|
6 |
другие виды занятий и увлечений |
|
|
|
|
|
Ответьте, пожалуйста, на вопросы третьей группы. Укажите, пожалуйста, ориентировочные расходы Вашего денежного бюджета (в процентах):
питание и одежда______________________________ _____________________________
приобретение предметов быта и материальных ценностей_________________________
удовлетворение желаний в развитии и совершенствовании ____________ _________________________________________________________________
удовлетворение культурных потребностей_________ _____________________________
сбережения, вклады в бизнес, предпринимательство
и т. п.___________________________________________ _____________________________
коммунально-бытовые и иные услуги_____________ _____________________________
другие виды затрат, укажите какие_______ ______________________________________
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Обработка результатов
1. Определение рейтинга ценностей и потребностей: Рейтинг ценностей оценивается по результатам, занесенным в графу Н; рейтинг степени удовлетворения потребностей — по результатам, занесенным в графу Н1.
2. Определение уровня соответствия ценностей и степени удовлетворения потребностей Д = Н—Н1.
3. Измерение уровня психической напряженности, обусловленного несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению: Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп. Суммируются все положительные (+) значения Д (Н-Н1 > 0).
Интерпретация результатов
1. Рейтинг ценностей и потребностей:
а) 21 < Н или Н1 < 25 - приоритетные ценности (потребности);
б) 16 < Н или Н1 < 20 — актуальные ценности (потребности);
в) 1 < Н или Н1 < 10 — ценности, не имеющие явно выраженного личностного значения.
2. Уровень соответствия ценностей и степени удовлетворенности потребностей (Д=Н—Н1):
0<Д<5 — высокий уровень соответствия; 6<Д<10 — уровень удовлетворительного соответствия; 11<Д<15 — наличие проблем из-за несоответствия; 16<Д<24 — острая неудовлетворенность.
3. Уровень психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению (Д1 + Д2 ...+ Д25 = Дп); 0<Дп<30 - комфортное психическое состояние; 31<Дп<100 - удовлетворительное психическое состояние; 101<Дп<150 — повышенная дискомфортность; 151<Дп — высокий уровень дискомфортности и психической напряженности.
Использование результатов опроса по второй и третьей группам вопросов позволят психологу проникнуть в те стороны жизни и деятельности человека, которые он должен знать при работе с клиентом. Анализ данных вопросов поможет ему разобраться в мотивах, связях, других вопросах, касающихся клиента. Они также полезны при составлении психологического портрета человека, коллектива, семьи.