Торонтская алекситимическая шкала.
Адаптированна в институте им. В. М. Бехтерева
Алекситимия
Это сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. И в тоже время — это характеристика личности со следующими особенностями в когнитивно-аффективной сфере:
1. Трудность в определении и описании собственных переживаний;
2. Сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
3. Сниженная способность к символизации - бедность фантазии, воображения;
4. Фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
Предлагаем Вам определить у себя уровень алекситимии при помощи специального опросника — Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте X в соответствующем месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение:
1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.
Утверждения |
Совершенно не согласен |
Скорее не согласен |
Ни то, ни другое |
Скорее согласен |
Совершенно согласен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Когда я плачу, всегда знаю, почему. |
|||||
2. Мечты - это потеря времени. |
|||||
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым. |
|||||
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю. |
|||||
5. Я часто мечтаю о будущем. |
|||||
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие. |
|||||
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений. |
|||||
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств. |
|||||
9. Мне нравится, ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам. |
|||||
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам. |
|||||
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит. |
|||||
12. Я способен с легкостью описать свои чувства. |
|||||
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать. |
|||||
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол. |
|||||
15. Я часто даю волю воображению. |
|||||
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим. |
|||||
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле. |
|||||
18. Я редко мечтаю. |
|||||
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так. |
|||||
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. |
|||||
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях. |
|||||
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям. |
|||||
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства. |
|||||
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему. — |
|||||
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри. |
|||||
26. Я часто не знаю, почему я сержусь. |
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Подсчет баллов осуществляется таким образом:
1) ответ «совершенно не согласен» — оценивается в 1 балл, «скорее не согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее согласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26;
2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 1);
3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель « алекситимичности».
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии у нескольких групп: контрольная группа здоровых людей — 59,3+1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами — 72,09±0,82; группа больных неврозами — 70,1±1,3.