предмета, — здесь мы имеем дело с операциональной функцией означенного образа.
Перечисленные выше четыре функции не исчерпывают, по-видимому, возможных функций предметного значения в структуре деятельности, однако являются основными.
В связи со сказанным выше возникает принципиальный вопрос: в какой мере мы имеем право говорить именно о значении (хотя бы и предметном) применительно ко всем отмеченным вариантам идеального образа предмета деятельности? Ведь лишь в одной, а именно целеобразующей, функции мы имеем дело в строгом смысле с объективными и в то же время обязательно осознаваемыми «значенческими» характеристиками предмета, отображенными в идеальном образе. Во всех же других случаях этот образ выступает в несколько ином облике, характеристики предмета реализуются в нем, во-первых, частично, во-вторых, в субъективированном виде, в соответствии с тем, какое место и в какой деятельности занимает данный предмет.
Остановимся на этой проблеме несколько подробнее.
Что такое «полностью объективные», «в строгом смысле объективные» характеристики предмета, отраженные в его идеальном образе? Ведь мы имеем дело не с внечелове-ческими или внедеятельностными, «вещными» признаками предмета. Он — человеческий предмет, его «объективные» свойства познаются в сознательной деятельности и реализуются в социальной деятельности с этим предметом. (Это тем более касается таких предметов, которые созданы человеком, представляют собой, по Марксу, «овеществленную силу знания»). Осуществляемая нами та или иная деятельность с данным предметом, — не индивидуальная деятельность, хотя бы она и осуществлялась нами в форме, непосредственно выключенной из коллективного производства, например, как теоретическая деятельность ученого. Именно через деятельность происходит непосредственное социальное воздействие общества на индивида, реализация общественных отношений [см. А. А. Леонтьев, 1979]. С другой стороны, человеческие мотивы также социальны, — уже потому, что они не только актуа-лизуются, но и формируются через опредмечивание, овеществление в предметах социальной действительности. Поэтому, когда в деятельности идеальный образ предмета
стр 174
стр 162|оглавление|стр 163|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184|стр 185