Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовнос­ти к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере стар­шего дошкольника и младшего школьника начинают доми­нировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не при­нимать поставленной перед ним учебной задачи.

Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

  • собственно учебно-познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);
  • широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);
  • «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
  • «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, на­пример, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
  • игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);
  • мотив учения высокой отметки (отметка).