(Степанов С. Кому неуютно в школе? "Школьный психолог". 2000. № 12.)
Подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший Щ плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный Щ веселый, быстрый — медленный, сильный слабый, большой маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный Щ робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования.
Эксперимент проводится е детьми 6—7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас "я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».
Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Обработка данных.
Подсчитывают (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).
Таблица 4 Протокол методики «Эмоциональное отношение к школе»
|
Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.
Немаловажным показателем личностного развития будущего первоклассника является характеристика его самооценки как одного из компонентов самосознания.