карта сайта ссылка на runamir.ru —айт о магии скандинавских рун

Духовные способности. В. Д. Шадриков

 

Духовные способности

В. Д. Шадриков

см. также "краткая биография. В. Д. Шадриков"

Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19-41.

Как правило, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает «дух», «душа». Под духовными способностями в этом случае по­нимают свойства духа, некоего идеального познающего начала, «я». Научной психологии нет необходимости исходить из прин­ципа духа как активного начала личности. Как показал еще Джемс, "психология как естественная наука должна допустить существование потока психических состояний, из которых каж­дое связано со сложными объектами познания, переживает по отношению к ним различные эмоции и делает между ними свой выбор"[1901].

Духовные способности мы будем рассматривать как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека мы понимаем, следуя за Б. Г. Ананьевым, как единство и взаимосвязь его свойств как лич­ности и как субъекта деятельности, в структуре которых функци­онируют природные свойства человека как индивида.

Духовные способности можно понять как единство и взаи­мосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способности человека как субъекта деятельности и отношений, и выступа­ющие в единстве с нравственными качествами человека как личности.

Если обычно мы рассматриваем способности действия, то духовные способности — это способности поступка...

Духовное поведение безгрешно. Духовное поведение добро­детельно. Духовное поведение определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества челове­ка, выражающиеся в желании делать добро, умении делать доб­ро, реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна...

Единичный человек добродетелен, пока следует морали (все­общему), и в этом случае он духовен. Верхом грехопадения яв­ляется использование человеком другого человека в качестве средства для достижения своей цели. Такой человек греховен в своей сущности. <...>

В духовных способностях индивид возвышается над обычны­ми способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого, не развив в себе, инди­вид не может подняться до духовных способностей. Духовные способности вырастают из общих способностей. Это высшая стадия развития способностей. Духовные способности это способности духовного состояния, которое формируется как на основе духовных ценностей личности, так и на основе искуше­ния отказа от долга следовать идее, вере, духовным ценностям.

Если сама способность мыслить есть свойство мозга, его осо­бой организации, то мы можем сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духов­ным), а следовательно, в разных состояниях мозг может пред­ставлять разные сущности. И поэтому духовное состояние опре­деляет и иную сущность мозга, другие его функциональные (ин­теллектуальные) возможности позволяют по-иному мыслить.

Духовные способности и духовные состояния

Чем же характеризуется духовное состояние? Духовное со­стояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, уста­новлением коммуникативной связи сознания и подсознания и тем самым резким расширением информационной базы понима­ния проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энерге­тической подпитки.

Духовное состояние характеризуется гармонизацией лично­сти, устранением противоречий с окружающей средой или бло­кированием этих противоречий, сосредоточением на познавае­мой проблеме, на постижении истины, внутренним равновеси­ем, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны лично­сти, «я».

Духовное состояние характеризуется переходом к образно­му мышлению, что, со своей стороны, способствует активиза­ции информационного обмена с подсознанием, т. к. информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме2. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции.

2 Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации. (Прим. В. Д. Шадрикова).

Духовные состояния характеризуются высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информа­ционную емкость нашего сознания.

В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, способствуя этим включению процессов во­ображения.

Духовное состояние, как мы уже отмечали, одновременно является и мотивационным состоянием. Но в отличие от биоло­гических мотиваций это будет духовная мотивация, порождае­мая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Другой, не менее значимой детер­минантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: любовь к богу, любовь к женщине, любовь к Отечеству. <...>

Так как духовное состояние способствует расширению ин­формационной базы, подключает информационные ресурсы под­сознания, то тем самым духовное состояние способствует про­дуктивности мышления.

Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духов­ных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным стремлениям следует отнести: интеллектуальные, моральные и религиозные, а также добросовестность. Важную роль в опре­делении духовного состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.

В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное со­стояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное со­стояние повышает направленную проницательность ума инди­вида, выделяет те свойства объектов, которые позволят разре­шить проблему, раскрыть истину.

Духовное состояние может возникать как в случаях практи­ческой жизни, так и в научном поиске, в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект. Мы под этим понимаем «способность судить, размышлять и отвлекать, которая называ­ется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способностью открывать, обобщать и схватывать отношение» [Т. Рибо, 1884]. <...>

Клиническое состояние характеризует фиксация на идее, од­носторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных состояниях (para — около; noos — мысль, разум). Духовное со­стояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яр­костью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глу­боким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отно­шениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проница­тельностью мышления, позитивным настроением. <...>

Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей ос­тановимся на трех положениях.

Первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом [1901]:

худшее, что может сделать психолог,это начать истол­ковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной цен­ности. Мысли разъединены между собою барьером личности;

мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая за­висимость между физическим и психическим... Нужно прорабо­тать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явле­ний от телесных.

Третье положение заключается в том, что ребенок, в отли­чие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психологической деятельности. Ста­новление головного мозга как функциональной системы осуще­ствляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.

Сопоставляя эти три положения, мы можем отметить, что способности человека изначально являются свойством окуль­туренной функциональной системы; «то они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их раз­витии является их детерминированность индивидуальными цен­ностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут опре­делять качественную специфику способностей, от них будет за­висеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него по­явится, какова будет природа личностных сознаний. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценнос­тями. Таким образом, проблема переводится в плоскость ценно­стей. Можно сказать: «Но это не разрешает проблему, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появ­ляется другая». Да, это так. Но, во-первых, мы видим, что такое духовные способности, а во-вторых, с ценностями разобраться легче. Мы можем сказать, что, если деятельность определяется верой или стремлением сделать благо, мы можем говорить о ду­ховных способностях.

В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных состояний и чувством активности, проявляющимся в стремлении к активно­сти в определенном направлении.

В узком понимании духовные способности связываются со стремлением искупить внутреннюю (греховную) природу души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании произ­ведений искусства, в которых осмысливается сущность и пред­назначение человека, его отношения в обществе и семье, осмыс­ление социальной и духовной личности, своего «я» и «себя как личности». <...>

Духовные способности — это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. Духовные спо­собности — это интегральное проявление интеллекта и духов­ности личности. В своем высшем проявлении духовные способ­ности характеризуют гения...

Важнейшим личностным качеством, позволяющим проник­нуть в духовный мир Другого человека, является эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание). Различают эмоциональ­ную, когнитивную и предикативную формы эмпатии. Психоло­гические исследования показали, что индивидуальная способ­ность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизнен­ного опыта.

Человек познает себя, свой духовный мир через другого че­ловека, при этом духовно богатый человек познает другого луч­ше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее — противоположные ему ка­чества. <...>

Духовность проявляется в том, что действительность позна­ется не только рационально, но и эмоционально, через пережи­вания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.

Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.