карта сайта ссылка на runamir.ru —айт о магии скандинавских рун

Методика личностного дифференциала

Методика личностного дифференциала.

Адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сфор­мировавшиеся в нашей культуре представления о струк­туре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клини­ко-психологической и психодиагностической работе, а так­же в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слои современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существую щей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этогоисходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. Оценка испытуемыми (по 100-бальной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получе­ны обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2.Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-бальным), представляющим факторы семантического диффренциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заподнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И. О. _______________________________________ пол_____  возраст______

О

+

1. Обаятельный

3 2 1 0 1 2 3

-

Непривлекательный

С

-

2. Слабый

3 2 1 0 1 2 3

+

Сильный

А

+

3. Разговорчивый

3 2 1 0 1 2 3

-

Молчаливый

О

-

4. Безответственный

3 2 1 0 1 2 3

+

Добросовестный

С

+

5. Упрямый

3 2 1 0 1 2 3

-

Уступчивый

А

-

6. Замкнутый

3 2 1 0 1 2 3

+

Открытый

О

+

7. Добрый

3 2 1 0 1 2 3

-

Эгоистичный

С

-

8. Зависимый

3 2 1 0 1 2 3

+

Независимый

А

+

9. Деятельный

3 2 1 0 1 2 3

-

Пассивный

О

-

10. Черствый

3 2 1 0 1 2 3

+

Отзывчивый

С

+

11. Решительный

3 2 1 0 1 2 3

-

Нерешительный

А

-

12. Вялый

3 2 1 0 1 2 3

+

Энергичный

О

+

13. Справедливый

3 2 1 0 1 2 3

-

Несправедливый

С

-

14. Расслабленный

3 2 1 0 1 2 3

+

Напряженный

А

+

15. Суетливый

3 2 1 0 1 2 3

-

Спокойный

О

-

16. Враждебный

3 2 1 0 1 2 3

+

Дружелюбный

С

+

17. Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

-

Неуверенный

А

-

18. Нелюдимый

3 2 1 0 1 2 3

+

Общительный

О

+

19. Честный

3 2 1 0 1 2 3

-

Неискренний

С

-

20. Несамостоятельный

3 2 1 0 1 2 3

+

Самостоятельный

А

+

21. Раздражительный

3 2 1 0 1 2 3

-

Невозмутимый

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактор» говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (—) — его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз витии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не способности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положи тельные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (—) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражает­ся восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепен­ное значение.

Использование метода ЛД

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспек­тах отношений испытуемого к себе и к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросни­ками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направ­ленностью на данные самосознания. Некоторые традици­онные, получаемые с помощью опросников характеристи­ки личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уро­вень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным пока­зателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная ди­агностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не толь­ко самостоятельно, но и в комплексе с иными диагности­ческими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомер­ностью характеристик отношений и большей их обобщен­ностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД мож­но рекомендовать к применению в двух областях: в груп­повой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на чле­нов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня акивности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьи­рование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеаль­ным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД мо­жет помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточ­ная эмоциональная привлекательность, избегание ответ­ственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном кон­фликте.