карта сайта ссылка на runamir.ru —айт о магии скандинавских рун

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина.

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный мо­мент (реактивная тревожность как состояние) и личност­ной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как уг­рожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напря­жением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невроти­ческими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естествен­ная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2—х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛT, высказывания № 21—40) тревожность.

Показатели РТ и ЛT подсчитываются по формулам

РТ = ∑1 - ∑2+ 35,

где ∑1, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревож­ность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревож­ности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуа­ции и задач и перенести акцент на осмысление деятельно­сти и формирование чувства уверенности в успехе.

Бланк для ответов

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина



Бланк для ответов

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения вни­мания к мотивам деятельности и повышения чувства от­ветственности. Но иногда очень низкая тревожность в по­казателях теста является результатом активного вытесне­ния личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегу­ляции в целях руководства и психокоррекционной дея­тельности.

Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказы­вания № 1—20) и укороченный вариант шкалы, на запол­нение которого уходят 10-15 сек:

Показатель РТ высчитывается по формуле:

РТ = ∑1 - ∑2 + 15,

где ∑1 — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

2 — сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина показателя меняется от 5 до 20.

Бланк для ответов

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина