(Степанов С. Кому неуютно в школе? "Школьный психолог". 2000. № 12.)

Подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший Щ плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный Щ весе­лый, быстрый — медленный, сильный слабый, большой маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный Щ робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой      ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования.
Эксперимент проводится е детьми 6—7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас "я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или до­школьнику, в ту коробочку и положи карточку».

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.

Обработка данных.
Подсчитывают (общее число поло­жительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, ха­рактеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Протокол методики «Эмоциональное отношение к школе»

Возраст детей

Характеристика

Дошкольник

Школьник

 

-

отказ

+

-

отказ

Детский сад (6 лет) 1 -й класс (6 лет)

1-й класс (7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

Немаловажным показателем личностного развития бу­дущего первоклассника является характеристика его са­мооценки как одного из компонентов самосознания.