карта сайта ссылка на runamir.ru —айт о магии скандинавских рун

Диагностика интеллектуальной готовности. Методика «Мышление и речь»

Диагностика интеллектуальной готовности.
Методика «Мышление и речь»

1.Понимание грамматической конструкции

Проверяющий произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем проверяющий задаст вопрос: «Что делал Петя раньше — смотрел кино или читал книгу?».

2.Выполнение словесных поручений

На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяющий говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.

3.Изменение существительных по числу

Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее проверяющий называет 11 .существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Если, изменяя слово «книга» (первое из названных проверяющим), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и т. п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга — книги».

4.Рассказ по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертом — идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Оценка результатов

На основе выполнения описанных заданий заполняется третий пункт протокола. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+», «+» или «-».

В задании 1 знаком « + » отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «-» — неправильный (знак «+» не используется).

В задании 2 знаком «+» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «-» невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «+»

В задании 3 знак «—» ставится и том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искаженные формы множественного числа (город — городы, ребенок — ребенки, ухо — ухи) и т. п. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты»,«окны» и т. п., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «-» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Промежуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «+»

В задании 4 знаком « + » отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается — умывается — идет в школу» дана последовательность «приходит из школы — умывается — ужинает — ложится спать»). Знак «±» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «-» — когда последовательность картинок случайна.

Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий», если выполнение всех четырех заданий оценено знаком « + »; как «низкий» — если выполнение трех или всех четырех заданий оценено знаком «-», а также если два задания оценены знаком «—», а остальные два знаком «+». В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».