ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Мне было особенно приятно получить от редколлегии серии «Психологи Отечества» предложение подготовить том моих избранных психологических работ, потому что для большинства читателей мое имя жестко связано только с психолингвистикой. Между тем за 40 лет работы в науке мне приходилось заниматься практически всеми психологическими проблемами, связанными с языком, речью, общением, обучением. Льщу себя надеждой, что хотя бы часть этих публикаций продолжает представлять определенный интерес. И поэтому данная книга — это не перепечатка, полная или частичная, ранее вышедших книг1, а сборник избранных статей, не перепечатывавшихся, а порой и не публиковавшихся в России.

Работы, печатаемые в настоящем издании, — это, как часто бывает, единый диалог с читателем, только растянувшийся на тридцать лет. Поэтому в композиции книги сочетаются тематический и хронологический принципы. В ней можно легко выделить несколько взаимосвязанных линий исследования: проблема деятельности, проблема личности, психологическое понимание знака, значение и смысл как категории общей психологии, восприятие и понимание текста, психология искусства, психологические проблемы развивающего обучения, психология владения и овладения иностранным языком. Вместе с тем мне приходилось высказываться и по методологическим проблемам психологии, и по вопросам социальной психологии, и по вопросам этнопсихологии.

----------------------------------------

1 Перечислю те из них, которые связаны с психологией или психолингвистикой (кроме научно-популярных): Слово в речевой деятельности. — М., 1965; Психолингвистика. — Д., 1967; Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969; Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969; Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). — М., 1970; Психология общения. — Тарту, 1974 (второе дополненное издание — М., 1997); Речь в криминалистике и судебной психологии (в соавторстве с А. М. Шахнаровичем и В. И. Батовым). — М., 1977; Педагогическое общение. — М., 1979 (второе дополненное издание — Нальчик — М., 1996); Психологические особенности деятельность лектора. — М., 1981; Психология и процесс обучения языку (на английском языке). — Оксфорд, 1981; Л. С. Выготский. — М., 1990; Основы психолингвистики. — М., 1997.

стр 5

оглавление | стр 6